Я - враг своему мотоциклу

версия для печати

История о том, как я на три недели выбыл из мотосезона.

Все началось с того, что у меня убежала охлаждающая жидкость. Обнаружил потерю вовремя (двигатель еще не перегрелся), залил полный бачок и через 20-30км там опять было пусто. Поиски и наблюдения познакомили меня с термостатом, заодно открыли тот факт, что подходящий термостат у нас не купить. Но вообще проблема была не в нем. Где-то пробило прокладку под ГБЦ и система охлаждения загазовывалась, причем неравномерно. Ездить так все равно нельзя, байк - в гараж, а сам - в инет читать про прокладку.

Я по натуре очень педантичный товарищ и "Порядок" - для меня норма. Поэтому я сначала перечитал книжки по теме разборки движка и порылся в инете. Выяснил, что прокладка одноразовая и купить ее можно на моторазборке за каких-то 4 т.р.+доставка. Фигасе! :( На ebay.com получится 3 т.р. с доставкой, но ждать долго. Меня вообще поражает такой ценник за оригинальный расходник. По микрофишам узнал, что оказывается прокладки разные на разных версиях той же Фуры. А значит купленная за кучу бабок прокладка может не подойти :( Такой вариант не катит. По модели двигателя смог найти на ebay тайваньскую поделку "не хуже оригинала" за 1000р. и дооолгую доставку в Россию. Делать нечего, заказал и жду.

Уточняю: в нашем городе нет СТО для байкеров и толковых мастеров я тоже лично не знаю.

Пока жду прокладку, отец предложил идею - просто протянуть ГБЦ, не снимая с блока цилиндров. Может это не поможет, но хуже не будет. Ну-да, ну-да, не в моих руках. Так я узнал о строгой необходимости правильной силы на протяжке болтов ГБЦ. Вот только узнал я об этом постфактум, так что сначала протянул гайки от руки. Ага, нехорошо.. Я заранее прочитал о последовательности протяжки и значении силы, но не придал значения именно указанию силы, т.к мануал полон такими значениями, а динамометрические ключи есть далеко не в каждом гараже. В моем гараже уже был один (Я же его там и поселил), но на маленькое усилие. В итоге купил нужный динамометрический ключ и протянул правильной силой. Собираю движок и вместо старой траблы получаю новую - не заводится вообще.

И вот тут началось :( Перед тем, как изначально в него лезть, мерял компрессию, все записал. Подписал подсвечники, сфотографировал некоторые узлы на всякий случай. Только потом разобрал. По ходу разборки нужно было снять крышки полуподшипников распредвалов, их тоже подписал. Перед снятием валов выставил какую-то метку на маховике и зарисовал положение раcпредвалов. Конечно я читал мануал по ремонту, но ни разу в живую не видя метки маховика, я не смог разобрать на нем буквы, о которых говорилось в книге. Мой подход тоже был правильным, т.к. со снятыми валами я маховик не крутил.. вроде бы.

Сейчас уже не помню, в какой момент это было, но я все же проворачивал маховик из любопытства. Хотел понять принцип нанесения на него меток. Там точки идут через равные промежутки, на некоторых стоят еще и риски. Короче, как оказалось в итоге, распредвалы я поставил с провернутым на 180 маховиком. Но это - в конце истории.

Итак, байк не заводится. Если в какой-то удачный момент поймать его газом, то он все-таки схватывает, но работают только 3 и 4 цилиндры. Проверил компрессию - сильный разбег между 1 и 2 цилиндрами, причем в первом давление еще и выше нормы на 1.5 атмосферы. Ликвидация собственной безграмотности указала на то, что "выше нормы" - то же нехорошо. А еще это может указывать на пробой прокладки между цилиндрами. Не только на это конечно, но учитывая предысторию - причина кажется подходящей.

сломанный натяжитель

Делать нефиг, прокладку надо менять. Новая приедет нескоро, но пока можно разобрать движок и посмотреть его текущее состояние, может еще что-то нужно будет поменять. Кстати, когда я первый раз в него лазил, карбюраторы не чистил. Разбирая второй раз, почистил, чтобы исключить из причин проблемы. И еще, опечатки в книжках приводят к дорогим ошибкам. В моем случае пока в 1200р. стоимостью :( Натяжитель цепи закрывается по часовой стрелке. Я не знал, какое усилие пружины у этого натяжителя, вообще первый раз его в руках держал и нечетко понимал принцип работы. Сломал треть крепления на корпусе, пока не в ту сторону пытался его закрыть. Зато потом детально изучил устройство :)

прокладка

Итак, снял ГБЦ. Прокладка металлическая, ~0.2мм, с каким-то уплотняющим покрытием. Это покрытие лопухами отошло (это понятно), но явных повреждений на прокладке нет, и тогда непонятно, что с ней было не так. Поскольку она металлическая, а не металл-асбест, батя предложил вырубить новую из алюминиевой фальги. Толщина фольги 0.5мм и теоретически значение компрессии не сильно изменится. Несмотря на его заверения и примеры из жизни, я отнесся к идее скептически. Как может заменить дорогую прокладку со спец. покрытием, нечто, сделанное на коленке?! А все равно сделал и поставил :) Компрессия в норме, 11 атмосфер, с разницей в десятых. Но движок по-прежнему не заводится. Точнее ведет себя абсолютно так же, как до замены прокладки: поймаешь газом, будут работать 3 и 4 цилиндры. Прошу запомнить это поведение, ибо так он будет "работать" до конца истории.

Есть три главных составляющих нормальной работы ДВС: компрессия, питание (бензиново-воздушная смесь) и поджиг (искра). Поскольку первое проверил, начались пятнашки со свечами. Менял местами с рабочими цилиндрами, ставил другие, проверял пробником. Все свечи в норме, двигатель (не)работает так же. Прозвонил про мануалу катушки и провода - в норме. Я бы начал копаться в проводке ближе к коммутатору, если бы напряжение на нерабочие цилиндры приходило с одной катрушки, а так ведь с разных. Значит электрика в порядке, коммут не гонит.

Остается третье - карбы. Я их вообще-то уже почистил, но других идей нет. Разбирать не впервой, быстро все раскидал, продул компрессором - собрал. Не работает. Кстати, когда движок все-таки схватывает на двух цилиндрах, иногда стреляет глушитель или выхлоп летит в карбы. Да, теперь я знаю, на что это указывает. Но в тот момент, с учетом обстоятельств, я смотрел в другую сторону :( Так вот хлопки и стрельба указывают на несвоевременное искрообразование. Т.е. впускные клапана еще не закрылись, а смесь уже горит - получаем дым в карбы. Или наоборот, уже открылся выпуск, а смесь только подожглась - получаем хлопок в коллектор. Может быть еще калильный поджиг от свечного нагара, но не в этом случае, т.к. двигатель вообще не работал. Поскольку опережение зажигания на Фуре расчитывает коммутатор, УОЗ не выставить. Уверенный в датчике Холла (как и в своих действиях %), пришел к выводу, что распредвалы все-таки стоят неправильно, хотя и непонятно, как при этом два цилиндра работают.

Третий (или уже четвертый?) раз сливаю ОЖ, снимаю все потроха над крышкой двигателя и т.д. Еще когда в тот далекий первый раз распредвалы ставил, была мысль, что после протяжки крышек полуподшипников валы могут чуть провернуться, т.к. свободном положении они лежат криво из-за упирающихся в толкатели кулачков. Но мысль "Надо будет проверить" покинула голову до того, как все протянул. Не проверил, а зря, ибо выпускной распредвал не попадал на зуб в линию. Поправил, все собрал в полной уверенности, что я - крут, а в книжках недоговаривают. Завожусь и получаю картину еще хуже. Вообще никак не работает.

Опять все разобрал, позвал батю на помощь. В этом месте мы выяснили, что я провернул валы на 180. Поставили правильно, проверили совпадение меток после затяжки. Завожу - опять только 3-й и 4-й. Ну все, пора стреляться: аккумулятор посадил второй раз, на дворе - ночь 17-х суток от начала ремонта, голова гудит, идей больше нет. Сквозь пелену мрачных дум о будущем пробивался вопрос: "А почему с прокрученными на 180 распредвалами двигатель работает так же?! Как тогда в нем жгут катушки?".

Так же остался невыясненным момент, о существовании которого я и не подозревал в силу своей неопытности. В каком порядке работают поршни на Honda CB400SF? Сегодня выяснил в инете: 1-2-4-3. Cледом полез в мануалы искать, в какой последовательности коммут выдает напряжение на катушки. Ответа не нашел, но увидел другое: левая катушка поджигает 2-3 цилиндры, правая - 1-4. Оказывается, я просто перепутал высоковольтные провода на 1 и 2 цилиндрах!! Причем, как я уже говорил, в процессе все подписывал и разбирал методично, тем не менее перепутал. Переставил провода, как полагается, - байк завелся :) Кстати, поршни ходят так же, как жгут катушки: когда 2й и 3й внизу, 1й и 4й - наверху. И вот поэтому провернутые на 180 распредвалы не нарушили работу двигателя, просто цилиндры поменялись ролями.

Теперь предстоит тестирование самодельной прокладки, и еще хотелось бы винты качества по оборотам выставить.. Но сейчас в голове крутится "Может НЕ НАДО?!", ибо я - враг своему мотоциклу :D

[UPD. 07 апреля 2016]

Оказывается, не я один такой чудило :) Сегодня вычитал на Хабре о проблеме запуска космического корабля(!) "Аполлон-6". Цитата:

Но тут проявилась вторая проблема — провода к двигателям были перепутаны, и система управления выключила другой, здоровый, двигатель.
...
A провода от системы управления укоротили, чтобы их физически было невозможно перепутать.

[1oo%, EoF]
Метки: личное, мото

Комментарии
Для работы модуля комментариев включите javaScript


Показать/скрыть правила
Имя
[i] [b] [u] [s] [url]
:-) ;-) :D *lol* 8-) :-* :-| :-( *cry* :o :-? *unsure* *oops* :-x *shocked* *zzz* :P *evil*

Осталось 1000 символов.
Код защиты от спама Обновить код
Каждый комментарий проходит ручную модерацию. 100% фильтрация спама.
Продвижение
Время
Метки
Щелкни мышей, чтобы закрыть