Сибирь - Байкальск. Едем кататься
версия для печатиВ Байкальске есть отличный горнолыжный курорт - гора Соболиная. Ездили вдвоем, первый раз, со своими сноубордами. Катали 4 будних дня (полдня), на все потратили по 11 000 р. всего-то :) Это в то время, когда хлеб еще 20руб. стоил. Жили в квартире в Байкальске, кроме горы и пива никуда больше особо не тратились. Для желающих повторить наше путешествие сей сказ изложен..
Проезд
В обозначенную сумму вошли 3000р. за билет до Иркутска и обратно. Где бы вы ни жили, скорее всего в Байкальск вам все равно придется ехать через Иркутск. Мы туда добирались на автобусе, обратно поездом. Цены почти одинаковые, но на поезде в два раза дольше. Из Иркутска в Байкальск можно доехать на электричке за 3.5 часа или на маршрутном такси часа за три. Расписание электричек смотрите "Иркутск Пассажирский" - "Байкальск" или "Выдрино" (это дальше по дороге). На маршрутке - это 150 км. горной дороги со всеми вытекающими. На электричке разве что холодно и приходит она примерно в девять вечера. Маршрутки ходят каждый час.
Когда-то раньше еще ходил междугородний автобус. Все это в прошлом, на двух автовокзалах Иркутска (коммерческом и муниципальном) нет больше информации о таких автобусах. Более того, мне в кассе подтвердили этот факт. Как вариант было предложено доехать до Слюдянки, оттуда каким-нибудь транспортом до Байкальска. Нафиг-нафиг.. Если вы "местный" и отлично знаете прибайкалье и Иркутск, то для вас, возможно, это не проблема. А я дальше двух кварталов от вокзалов не ходил :)
Вообщем, мы поехали на маршрутке. На данный момент есть два перевозчика: "Надежда" с.т. 89500808729, идет через центральный рынок и автовокзал, и "Байкал" с.т. 89025138694, 89025603536, отходит от торгового комплекса на Литвинова 17, на автовокзал не заходит. Я рекомендую ехать "Надеждой". Тому есть ряд субъективных причин, об этом позже.
Место в маршрутке нужно бронировать заранее. Если будет багаж (как у нас было), то желательно об этом сообщить. Маршрутки - это обычные микроавтобусы, у них нет багажного отделения или багажника на крыше. Т.е. ваш борд/лыжи и рюкзак поедет с вами в салоне. Тем не менее от наличия багажа зависит цена проезда.
Проживание
В Байкальске есть несколько гостиниц, одна из них - прямо под горой. О ценах и условиях можно узнать на одном из двух сайтов курорта: www.baikalski.net или www.baikalski.com. Другой вариант - снять квартиру посуточно. По деньгам получается дешевле, чем гостиница. Очевидный плюс квартиры: своя ванная и кухня. Найти подходящую квартиру можно на этом сайте.
Короткая дорога от "Бонуса" до горы
Мы снимали квартиру в районе Гагарина, пешком до горы - 50 минут и то, если знать, как пройти коротким путем (~4км). Можно идти по дороге, почти тоже расстояние, но там менее безопасно. Не верьте заявлениям, что от предлагаемой квартиры до горы - 10 минут пешком. Разве что из Красного ключа бегом ;), в остальных случаях - только на машине можно так быстро добраться.
Город очень маленький, всего 15 тыс. местных жителей. Районы обособленны друг от друга. Есть такси по городу, телефон БВК 707, местный - 33355. На этом такси можно ездить на гору. Нас возил хозяин квартиры по той же цене, что и такси. Это удобно, т.к. не нужно каждый раз оператору рассказывать про доску 160см длиной, которую нужно будет затолкать в машину.
nЦена аренды квартиры зависит от количества людей. Мы снимали однокомнатную, 500р. с человека. Если бы нас было не меньше четырех человек, то практически за те же деньги можно было снять коттедж в Красном Ключе. Так же ценник зависит от даты. В праздники он может подняться раза в три. В марте начинается барахатный сезон - температура воздуха почти плюсовая, солнце греет, но снег не тает. Можно катать в трусах и ботах, что и делают некоторые личности =). Если вы планируете посещение горы на этот период, то квартиру лучше забронировать заранее, где-то до 15 февраля. Мы уезжали 18-то, в городе уже начался ажиотаж квартиросъема.
При выборе квартиры обратите внимание, на каком она этаже. Наша была на первом. Тот еще морозильник. Пластиковые окна и путёвая батарея не спасали, холод поднимался от пола, под которым - подвал.
По приезду в город мы вышли на площади Гагарина. А там нигде нет предложений о сдаче квартиры, ни в устной ни в письменной форме. В районе коттеджей объявлений полно, но это уже почти на горе, туда не сразу по прибытии попадаешь. Еще есть вероятность, что обещанную вам квартиру уже кому-то сдали! Нам было такое предложение под предлогом того, что хозяйка не смогла минуту назад дозвониться до тех, кто уже забронировал у нее жил.площадь. Это я все к тому, что нужно заранее, еще дома, найти вариант, где вы будете жить, а лучше несколько вариантов. А то придется потом слоняться по городу в поисках того, что и так на каждом шагу :)
Гора
Подножие горы
Летун 8-)
Я не буду цитировать тексты с сайта этого курорта. Гора действительно выше всяческих похвал. Множество спусков, ровные склоны, полно вариантов прохождения на любой уровень катания. Искусственное оснежение и ретраки делают свое дело. Я мерил свою скорость спуска GPS-приемником в мобильнике. Стабильная, более 3 сек, скорость - 84 км/ч (на Слаломной трассе), пиковое значение - 101.4 км/ч о_О (где-то на трассе Зверева). Для меня это более чем достаточно. Может числа не верные, но GPS меня еще ни разу не обманывал.
Мой борд, K2 Brigade Wide, по типу (жесткая twin-tip directional) скорее подходит для фрирайда. Может отсюда и такие цифры скорости. Не знаю, как катают прорайдеры, на своем борде на спусках я чувствовал себя вполне уверено и комфортно. Все спуски на Соболиной делятся по сложности на три группы. Я покатался на всех и, на мой взгляд, единственный реально сложный спуск - Могул. Он весь в кочках и меня там нехило колбасило на доске. Конечно на других спусках тоже не расслабиться, местами адреналин зашкаливает :)
Печальный факт для любителей фристайла: сноупарк на горе "не фонтан". Нет, я не профи фристайла, но смог заценить всего-то три больших трамплина и один маленький (кикер). Приземления трамплинов мне показались слишком крутыми. Есть еще два рейла - прямой и вертикальная дуга, и все.. Ни халф-пайпа, ни сложных конструкций трамлинов и рейлов, ничего. Я так подозреваю, нормальные парки делаются руками самих катающихся, тогда это все объясняет. К тому же все 4 дня моего катания трасса сноупарка была официально закрыта, что впрочем не остановило ни меня ни других летунов :)
Каждый из подъемников в определенный день не работает - профилактика. В частности во вторник не работает кресельник, а в четверг - самый длинный шваберный, на восточном склоне. Эти неудобства компенсируются другими подъемниками, но лучше о таких "сюрпризах" знать заранее. Информацию можно получить в прокате (первый дом справа от входа на курорт). Так же советую внимательно там изучить расписание и цены на подъемники. В частности полезно знать, что в выходные цены в два раза выше, а в пятницу-воскресенье гора работает на час больше. Еще один приятный сюрприз - первый день мы катали 14 февраля, день Валентина и все такое. Вообщем, найдя себе пару в этот день можно было получить день катания по цене полдня. Мелочь, но приятная :)
Люди на горе - отдельная история. Не персонал, а катуны. Из приятных моментов, каждый второй - в шлеме, независимо от стиля катания и снаряда под ногами. Все достаточно внимательные и спокойные, никто не лезет "в бутылку". Лыжники почти не наглеют на подъемниках и не лезут вне очереди (в Братске это проклятьем было).
Но черт возьми, почитайте где-нибудь правила нахождения на склоне! Вам же лучше будет. Десятки раз видел идиотов, сидящих посредине ширины спуска! Пацан с девчонкой присели покурить в месте, где сходятся несколько трасс; папаша заправляет сыну шарф на склоне шириной метров 6 всего; две подружки встали спиной к вершине сразу за перегибом. И все они - посредине спуска. Пару раз я сам вылетал из-за перегиба горы практически в таких вот гавриков. Раз с трамплина едва не приземлил на лыжи партизана, который за ним просто стоял. На Могуле засомневался и не стал вылетать, проехал мимо трамплина. А там на приземе оказались два балбеса, решающие, как им дальше ехать. Я их до трамплина не видел - 100% была бы котлета +(. Люди, есть такое правило: "Нельзя отдыхать посреди спуска!". Устал, хочешь покурить - иди на край склона, желательно туда, где тебя сверху будет видно заранее. Больно убрался, нет сил встать, все равно ползи туда, где тебя точно заметят и не собъют. Здоровее будешь.
Есть еще одно правило: "Приоритет на спуске у того, кто ниже". Это значит, что человек, спускающийся ниже вас может рулить, куда захочет, а вы определяете свою траекторию в зависимости от его движения. Это не прихоть. Тот, кто ниже, не смотрит перед своими поворотами наверх. Новички и по сторонам-то не смотрят ;) Вы находитесь выше и владеете информацией лучше, так берегите себя и других. Не нравится непредсказуемость того, кто ниже - постойте 5-10 секунд, все образуется. Из этой же оперы: если вы протормозили на старте, ну так не надо вылезать поперек дороги тому, кто уже набрал скорость, хотя он еще выше вас. Не спешите, а то успеете ;)
Провоз багажа и человеческий фактор
Эта часть статьи "о наболевшем" и она содержит некую эмоциональную окраску. Ее можно пропустить из этических соображений.
Важный факт: чтобы вам не говорил оператор такси или кассир на вокзале по теме провоза багажа - не верьте. В конечном итоге все решает водитель/проводник, и ни кто иной. Если вам повезет, то проблем с багажом не будет. У нас было "50 на 50". С одной стороны, сноуборд по правилам перевозок авто- и ж/д компаний является негабаритным багажом. В частности, для провоза багажа поездом сумма его линейных размеров должна составлять не более 180см. В правилах указано исключение для провоза лыж, про борды - ни слова. Для автобусов другие правила, но они не лучше. Получается, что по правилам с негабаритным грузом вас не должны пускать в автобус или поезд. С другой стороны, борд занимает мало места при своих габаритах и на практике легко умещается на полке в вагоне или в грузовом отсеке автобуса.
Вот здесь вступает в дело человеский фактор. Водитель или проводник наделен маленькой властью и он может ей воспользоваться. Пример первый: когда мы уезжали на автобусе до Иркутска, мой большой рюкзак и связанные вместе борды без проблем приняли в багажную секцию автобуса. В том же автобусе должен был ехать пацанчик с таким же рюкзаком и лыжами. Он несколько раз бегал между кассой вокзала и двумя водилами, потому что эти бараны упертые не хотели принимать у него к провозу лыжи!! Лыжи, черт побери! Ни в багаж, ни в салон. Места в багажнике полно, в салоне тоже не тесно. Логики тут нет, это проявление своей власти.
Пример два: едем на маршрутке в Байкальск. Водитель закинул весь наш хабар на задние сиденья микрика и все. Ни вопросов, ни претензий. Заплатили ровно столько, сколько было заявлено оператором. Зато когда ехали обратно, всю дорогу пришлось сидеть в обнимку с бордами, т. к. больше места не было, полная маршрутка. И при этом жадный барыга-водила взял с нас еще денег отдельно за провоз двух связанных вместе досок, причем отдельно за каждую! Т.е. мы заплатили за проезд и багаж, как сказал оператор, и сверх того за борды! (Пусть тебе на таблетки пойдут эти деньги, жадный горец!)
Пример три: едем домой на паровозе. Идем в вагон, борды в руках, связанные но не упакованные. Очень повезло с проводницей. Она попыталась усомниться в правоте наших действий, но мы ее заболтали. Если бы все было по правилам, мы бы не уехали, т.к. багажного вагона нет, груз негабаритный и не упакован. Упаковка спорт.инвентаря - это еще одно правило ж/д перевозок, кстати. Вообщем, если поедете со своим бордом - удачи, она вам понадобится.
У меня есть некоторые соображения, как упростить себе жизнь в такой ситуации. Во-первых, везите борд упакованным в непрозрачный материал. Тогда трудно определить, что именно вы везете и сложнее докопаться или накинуть цену. В крайнем случае можно объявить, что везете борд и его нельзя сделать меньше. Во-вторых, оформите на борд отдельную багажную квитанцию. Т.е. как-бы аренда дополнительного багажного места. Пусть он негабаритный, но так перевозчик будет посговорчивее. У меня возникла бредовая идея на будущее в маршрутке бронировать дополнительное место, чтобы с комфортом везти свой багаж. И последнее, в спорах с проводником поезда можно пытаться его убедить, что борд - это те же лыжи, а для них есть исключение в правилах. Следует знать, что в поезде вам бесплатно выделяется одно место для багажа весом до 36кг и 180см - сумма размеров. На все остальное - опять же багажные квитанции.
И еще о человеческом факторе. Такси "Байкал". Сложилось впечатление, что там работают дилетанты. Разговор с оператором - как по рации на поле боя. На фоне других разговоров и шумов непонятно половины того, что она говорит. Пытался выяснить, где в Иркутске будет посадка, как узнать машину - ничего внятного не добился. В одну сторону ехал, просил не бронировать места, т.к. мне их условия не нравятся. В итоге в указанное время мне все равно позвонили, типа "где вы, такси ждет". Обратно за два дня заранее бронировал места. Звонят на следущий день в обед, говорят, что у меня такси в девять утра того же дня o_O! КАК!? Я потом догнал, это они напутали, нашли мою старую "почти бронь". В день отъезда звонит оператор, - "такси подъедет через 15 минут".. Приехал через полчаса. И это в городе в "три дома, две улицы" :(. Оператор заверил - довезут до вокзала. У водилы спрашиваю, в ответ - "как получится". Ппц.. Как-будто я на попутке еду, а не по маршруту :((
Всех этих косяков лишено такси "Надежда". Все четко, машина, цвет и номер такие-то, в нужное время водитель со мной связался, забрал по времени. Ни путаницы, ни посредников. Профессионалы.
Всякие наблюдения
Действительно Безумие: слева - стена Сбербанка!
Маршрутка в Байкальск идет полупустая, обратно - полная. Я думаю, это из-за расписания электричек. Из Байкальска электричка идет в 5:20 утра. Кому хочется вставать в такую рань?! Проще уехать попозже на маршрутке, решить все дела и вернуться обратно вечером на электричке, которая идет из Иркутска в 17:30 и приходит в Байкальск в 21:00. Как я понимаю, на маршрутках в основном ездят "местные", а не туристы курорта. Поэтому в них нет условий для провоза багажа.
По ходу следования электрички есть две станции "О.П. Байкальск Пасс." и "Байкальск" (+8мин). Я теряюсь в догадках, где в этом городе две станции %). На плане-карте указано "Байкальск Пассажирский", тоже самое действительно написано на станции. Я полагаю, нужно выходить именно на ней, т.к. за восемь минут электричка может укатить конкретно за город.
Поесть можно на горе в разных местах. В основном все у подножия горы, есть так же "кафе" на вершине кресельного подъемника. Множество киосков со столиками под открытым небом, юрты и две столовки в домиках при горе. Так вот из двух этих столовок выгоднее и вкуснее за те же деньги поесть пиццу в "Пицца Sky" (точное название не помню), чем котлету с картофаном в другой столовке. Пиццерия - это третий дом справа от входа на гору. Конечно, если вы предпочитаете шашлык, тогда вам в киоски под открытым небом ;) Но это мое личное мнение.
Цены на катание очень хитро определены. Например, "полдня" считается не количеством часов, а "до 14:00" или "после 14:00". До обеда получится 4 часа катания, после - 3 часа. А цена одинаковая :(. Я делал некоторые замеры времени/скорости. Чтобы действительно получить выгоду от покупки "полдня", нужно приехать к началу работы, в 10 утра, и катать почти без отдыха. Зато не нужно заморачиваться за количество проходов через турникеты. На разовые подъемы установлены разные цены для разных подъемников. Вот и решайте, либо интенсивно катать полдня, или зависнуть на горе на весь день, но не куда не спешить. Нормальная вообщем-то политика цен :)
Как я уже говорил, город маленький. Со слов хозяина хаты, где мы остановились, город живет местным ЛПК. Есть три школы, несколько садиков. Ну и конечно, прибыль в частные руки от туристов. В целом понятно, чем зарабатывают жители. Из увиденного своими глазами: район Гагарина - кошаки и пьяницы. Конечно есть нормальные люди и собаки, но мне больше попадались забулдыги и коты.
В том же районе Гагарина есть магазин спортивной одежды "Вертикаль" (рядом со Сбербанком). Кроме одежды и масок ничего не продает, но выбор оной там покруче некоторых магазинов Иркутска. Запчасти и ремонт борда можно попытаться найти в Красном ключе. Мне не нужно было, просто объявления видел.
На Соболиной горе свет клином не сошелся, в Иркутской области еще полно курортов. Для сравнения я был в Братске на Пихтовой и Ореховом Камне, в Усть-Илимске на Снежной. Что сказать, "небо и земля". В следующий отпуск опять поеду в Байкальск :)
[UPD: февраль 2013]
Дорога из Южного до БКД 6
"Гребень" на трассе Баунти
Снова ездили кататься. По деньгам получилось 10800р. за неделю отдыха включая билеты. Появились некоторые изменения, есть что сказать.
Такси Надежда не отвечает, "абонент недоступен". Вероятно они больше не работают. Остается только "Байкал", других перевозчиков не нашел. На этот раз с такси повезло. Микроавтобус Fiat Ducato, место под багаж было, водитель нормальный. Как я говорил раньше, все зависит от людей.
Оператор такси "Байкал" вам скажет, что маршрутка будет ждать на платной стоянке торгового комплекса на Литвинова 17. Но вокруг этого комплекса 3 стоянки! Для меня это оказалось сюрпризом, т.к. в ДубльГис я обратил внимание только на одну из них. По факту, на углу Литвинова и Тимирязева собираются всякие междугородние маршрутки, однако наша маршрутка была на углу Литвинова и Дзержинского. На карте 2Gis - это все рядом, но на местности было проблематично найти нужную стоянку по размытому описанию водителя.
Гостиницы в Байкальске. Кроме тех, что указаны на сайте курорта есть еще гостиница рядом с площадью Гагарина (номер+стоянка+бассейн), "Куршавель" в Южном и "Эдельвейс" (номер, прокат) в котеджном поселке, рядом с главной дорогой. Это из тех, что на глаза попадались. Как там что, не знаю. Мы жили в Южном на съемной хате на краю района, почти максимально близко к горе. Опять нашли тропу, чтобы ходить пешком. Даже не тропу, дорогу шириной с ретрак! Главное знать, где свернуть, и тогда можно выйти к 6-й БКД, 20 минут пешком с края Южного до горы.
nСупермаркет "Бонус" поразил пустыми полками. Похоже магазин закрывается. Вообще создается впечатление, что город не живет, а выживает.
На горе произошли незначительные изменения. В пятницу она больше не работает на час больше. Расписание профилактики подъемников изменилось. Не было "подарка" на 14 февраля. В этом году на горе добавили гребень на трассе Баунти. Первое время по нему было весело кататься :) Потом перевесил тот минус, что после Баунти до подъемника едешь долго на маленькой скорости, скучно.
Нет больше пиццы в третьем доме, цены в обоих домиках - завышенные. Новый приоритет питания - кафе Юрты. Оно перемещается из года в год, но найти его несложно, это действительно юрты :) В этом кафе можно купить позы (буузы), 40р./шт - приемлемая цена, 3-4 здоровых пелеменя накормят взрослого мужика. На вершине, в районе кресельного подъемника строят какой-то дом. Наверно еще одна кафешка будет.
Мы опять угадали с погодой :) Но не только мы.. В это время (11-14.02) на курорте проводились соревнования. Расписание соревнований есть на сайте, но оно не совпадает с реальностью, на деле соревнования были каждый день. И каждый день часть горы была закрыта. В худшем варианте была закрыта на полдня вся западная сторона вместе с кресельным подъемником. Так что следите за "новостями" или уточняйте расписание на следующий день у диспетчера курорта.
Запчасти и ремонт. Не знаю, что именно можно починить, мне не свезло. Сломались передние стрепы, замену не нашел ни в прокате горы, ни в котеджном поселке. На обратном пути успели зайти в Фанат (г.Иркутск), там всяких деталей полно, но именно этих стреп нет. Популярная поломка.
Статья выжила после слияния сайтов, подробности здесь. Дата первой редакции: 24 февраля 2012
[1oo%, EoF]Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям: