Помпа системы охлаждения инвертора Prius
версия для печати
Toyota Prius, 20-й кузов. Отдельная система охлаждения инвертора с электропомпой. В этом поколении помпа работает вообще всегда, и поэтому срок жизни у нее ограничен. Как проверить, что она еще работает: зажигание в позицию AC-ON (дважды нажать на START без педали тормоза). Открываем капот и слушаем с левой стороны мерное гудение. Еще один признак: крышку расширительного бачка этой системы охлаждения откройте - там должен быть заметный поток жидкости. Именно эти два признака указывают на правильную работу и помпы и системы охлаждения.
Важный момент, не отменяющий написанное ниже: зимой холодный антифриз становится гуще, при этом может быть слабо заметное течение при работающей помпе. Когда антифриз теплый, течение должно быть активным.
Теперь расскажу, как было у меня. На улице декабрь в Сибири. Купил машину, скачал книгу по ремонту. В ней вычитал про скорую кончину помпы и чем это черевато. Открываю крышку расширительного бачка - нет тока. Считая, что в морозы я не пропаду, заказал ее с ebay, тайваньский аналог. Пришла через 1.5 месяца. В начале февраля поставил, запускаю - вроде работает, жижа течет, все в ажуре. Через неделю заглядываю для контроля - не течет!
Версии причин неисправности:
- система забита, помпа не справилась с давлением и сдохла.
- тайваньский аналог оказался китайским и сдох, как и все кИтайское.
Невооруженным глазом ток невидно, додумался нитку в бачок опустить. Нитка уплывает, значит помпа еще жива и что-то качает. Короче, сегодня купил новый антифриз и дистиллированную воду. Промыл систему и в итоге обнаружил любопытный момент: пока с системе есть воздух, ощущается движение в шланге, помпа шумит и может быть слабый ток жидкости. Через специально встроенный штуцер вытравил весь воздух и вуаля! Движение жидкости прекрасно видно, как-будто вода закипает - такое движение. Помпу почти неслышно и в шланге не ощущается никаких пульсаций.
Предполагая, что система была завоздушена на момент покупки, пришел дома проверять родную помпу. А она рабочая! Как проверял: 12В на контакты с соблюдением полярности - помпа крутит и шумит. Кстати, чем больше в нее воздуха попадает, тем больше шума. Исхитрился засунуть ее в тазик, чтобы и воду на вход подать и контакты не залить - поток бьет на все деньги. Прекрасно, у меня запасная помпа! :)
Для информации: вход у помпы сверху, выход - сбоку (если я не путаю :)). Полюсовка.. Положите так, чтоб фишка была справа. Тогда плюс дальше от вас. См. также на фото выше.
Вот что вычитал на форуме: можно использовать любую походящую помпу, необязательно прям Prius 20. Некто ставил даже от Газели - и она работала. Кто-то рекомендовал купить на exist.ru бесколлекторную Bosch-кую. Я про нее ничего не знаю, сейчас ссылка вот: насос рециркуляции воды Bosch, артикул Exist: 0 392 023 004.
В 30-ке инженеры учли косячок с быстро дохнущей помпой и улучшили ее. Но не расчитывайте купить ее для 30-ки впихнуть в 20-ю. Она намного сложнее, там 6 датчиков снимающих температуру с инвертора, короче - не вариант.
Кому интересно, как она устроена изнутри, тут англоязычный источник. Товарищ ее раскурочил, фотки выложил, изучил и сделал выводы. Если коротко, его предположение, почему она так быстро ломается: там всего один подшипник на оси крыльчатки, второй конец оси просто в корпус. К тому же смазывается механизм охлаждающей жидкостью, что далеко от идеала смазки.
Еще раз подведу итог. Система охлаждения инвертора точно в полном порядке, если:
- поток жидкости хорошо видно в бачке (если она теплая).
- помпа слабо шумит. С работающим ДВС ее вообще невозможно услышать, поэтому через AC-ОN проверяем.
- никаких пульсаций в шлангах нет. Вообще нигде.
- если приложить руку к корпусу помпы, ощущается едва заметное дрожание.
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям: