Рефрактометр

версия для печати

Купил клевую штуку - рефрактометр, модель RHA 503ATC. Сей измерительный прибор позволяет определять некоторые параметры автомобильных жидкостей буквально по паре капель. Что может: определить реальную температуру замерзания охлаждающей и омывающей жидкостей, плотность электролита АКБ. Вообще покупался он именно из-за последнего пункта - для контроля электролита в мото аккумуляторе. Маленький ареометр у меня тоже есть, но рефрактометр на порядок удобнее. Я протестировал им все подходящие жижи, которые нашел в гараже. Результат под катом.

Не понял принцип действия прибора. Очевидно из названия, что он основан на рефракции светового потока. На этом мои познания в физике заканчиваются :)

Нашел какой-то сайт с описанием рефрактометра и возможно его оригинальным исполнением. Ценник - 40 евро, в рублях на сегодня это - 2700р. Я же купил китайский аналог за 800р. В моей версии нет шкалы для для AdBlue, но у нас в стране и не используется такой катализатор. В остальном - точная копия.

Инструкция прилагается на английском, но там ничего сложно. Если вы машину водите, то с ним тоже легко разберетесь, как пользоваться.

вода

Перед использованием рефрактометр нужно откалибровать под текущую температуру. Прибор оснащен автоматической калибровкой (ATC - Automatic Temperature Compensation), но она че-т не особо точна. Поэтому капаем дистиллированную воду, смотрим в прибор, отверточкой подкручиваем показание. Дожно быть, как на фото слева.

Для измерения капаем жидкость на призму, ложим на нее стекло прибора, слегка прижимаем. Жидкость под ним должна полностью растечься. Если не хватает, добавьте еще каплю. Вот как выглядит сухое стекло и с правильно распределенной жидкостью:

сухое стекло и с жидкостью

Ждем 30сек, чтобы температура жидкости выровнялась в соответствии с температурой призмы прибора. Потом смотрим в глазок по шкале, соответствующей жидкости.

Технология тестирования

Окружающая температура воздуха -13°С. Все жидкости в одном помещении, можно считать, что их температуры одинаковые. Откалибровал рефрактометр по инструкции, проверил все жидкости, после чего еще раз проверил прибор дистиллированной водой на предмет калибровки. Она не сбилась. Я считаю, что показания получены правильно.

У меня нет фото с замером электролита, но там не на что смотреть. Показания с ареометром отличались на 0.01 кг/л, рефрактометр показал меньше. А вот другие жидкости выдали интересные результаты.

Охлаждающие жидкости

На основе пропиленгликоля (G13) - на шкале слева, на основе этиленгликоля (G11/G12) - на шкале справа. Я нашел только этиленгликолевые антифризы (G11/G12).

Sakura
Sakura. Заявлено -45°С, реально ~ -42°С

TCL
TCL. Заявлено -50°С, реально ~ -46°С

Dixis
Dixis. Заявлено -40°С, реально -30°С

Dixis
Lenta Antifireeze. Заявлено -40°С и реально -40°С!
Стеклоомывающие жидкости

На основе этилового спирта - шкала слева. На основе изопропилового спирта (SRF1) - справа. Я нашел зимние омывайки на SRF1, и летнюю на воде.

Aquarelle
Aquarelle. Заявлено -20°С, реально ~ -2.5°С

Gleid
Gleid. Заявлено -30°С, реально -5°С

Мухомойка
Мухомойка. Ничего не заявлено, это летняя омывайка.
Выводы

Японские антифризы ближе к реальности, русская ОЖ с нерусским названием Dixis явно не дотягивает до заявленного значения, а вот от Ленты я не ожидал такой честности. Не знаю, как остальные характеристики, но по температуре замерзания ни на градус не врут. Неплохо для какого-то супермаркета.

Зимние омывающие жижи - наглая ложь. Кстати, обе сделаны в России (Москва). Самой честной оказалась летняя омывайка, но там и не заявлена температура замерзания :), она просто на воде.

Отличие показаний от заявленого на упаковке можно было бы списать на погрешность прибора или китайскую подделку, если бы не контрольный замер плотности электролита, + показания японских антифризов. Нет у прибора погрешности, он точный.

Выводы печальные. Но раз ни у кого в машине шлаги и бачки не рвет от завышенных показателей, то и проблемы как бы и нет. Хотя она конечно есть, но у меня нет столько денег, чтобы каждую жижу на рынке проверить :)

Кстати, еще один интересный вывод: я проверил разведенный антифриз TCL, готовил его специально для байка 50/50 с водой. Прибор показал ~23°С, что соответствует ожиданиям. Т.е. если бодяжить охлаждающую жидкость, то зависимость температуры от концентрации ОЖ линейная скорее всего.

[1oo%, EoF]

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:



Комментарии
Для работы модуля комментариев включите javaScript


Показать/скрыть правила
Имя
[i] [b] [u] [s] [url]
:-) ;-) :D *lol* 8-) :-* :-| :-( *cry* :o :-? *unsure* *oops* :-x *shocked* *zzz* :P *evil*

Осталось 1000 символов.
Код защиты от спама Обновить код
Каждый комментарий проходит ручную модерацию. 100% фильтрация спама.
Продвижение
Время
Метки
Щелкни мышей, чтобы закрыть