Электрогитара. Начнем с нуля

версия для печати
Сort KX5
Cort KX5

Желание наконец совпало с возможностями и я купил свою первую электрогитару :) Я не совсем новичок в игре на гитаре, но и на реального музыканта не тяну. Даже элементарную теорию музыки знаю плохо.

Так вот, меня так зацепило, что теперь это мое приоритетное времяпрепровождение. Я почти каждую ночь часами сижу с гитарой и сопутствующими железками. И учусь играть буквально с нуля. Наверно это будет первая статья из серии, если я продержусь достаточно долго и будет что рассказывать.

Тут расскажу, что именно я покупал и какие альтернативы для новичка есть.

Ну поехали..

Ликбез и принцип поиска

У меня не было знакомых, активно играющих на электроинструментах. Так что перед покупкой я просто засел в youtube и Google дня на три. В итоге минимальный набор свелся к собственно гитаре, маленьком кобмоусилителе и мониторных наушниках. И разумеется, нужен кабель для соединения гитары и комбика. И медиатор.

В принципе, с выбором железа я угадал процентов на 50 :) Давайте в деталях рассмотрим, чего я там набрал.

Гитару выбирать было несложно, т.к. я определился только в том, что хочу инструмент минимум с двумя хамбакерами (humbuckers), потому что собираюсь играть приемущественно тяжелую музыку. Ну и еще мне не нужна тремоло-система на данный момент. С ней больше проблем, чем радостей.

Уже в ходе изучения спроса/предложения случайно узнал, что на гитарах бывает "отсечка" - специальный вид потенциометра и соответствующая распайка, позволяющие отключать одну катушку в хамбакере, что превращает его в сингл (single). На самом деле это не совсем сингл, но близко к нему. Короче, штука прикольная, хотя для меня и необязательная.

Предположу, что из вышесказанного вы мало что поняли. Чтобы не собирать инфу по кусочкам, как я делал, предлагаю посмотреть этот список видосов - "Энциклопедия гитарного звука". Лучше посмотреть все, там 9 роликов. После просмотра мы будем говорить примерно на одном языке, на уровне новичков :)

Поскольку в игре на электрогитаре я не шарил, просить помочь некого да и "сколько людей - столько мнений", я сделал иначе. На Авито и Юле посмотрел, что предлагается. По кандидатам на покупку нашел видосы с демонстрацией игры и оценил на свой вкус, нравится звучание или нет. О, я прекрасно понимаю, что это вообще не тоже самое, что игра на конкретном экземпляре, который я покупаю. Но давайте честно: много бы вы услышали, взяв в руки вашу первую гитару? И добавьте сюда факт того, что в формировании звука электрогитара играет меньшую роль. В общем, мне этих демо хватило.

Можно было закопаться в инет еще глубже, разобраться в разнице между звукоснимателями, производителями, видами гитар и прочим. Поначитаться на форумах, чем telecaster хуже stratocaster, впитать мантру, то учиться нужно только на хороших инструментах, нахвататься личных предпочтений бывалых в выборе гитар и примочек. Отдельно упороться по теме, важно ли из какого дерева сделана электрогитара. А потом, будучи накачанным этими знаниями купить что-нибудь за несколько десятков килорублей.. и возможно все равно не угадать, потому что один-хрен играть-то не умеешь :)

Так вот, единственное, что я уяснил и что можно проверить: рисунок из линий дерева на грифе должен быть ровным, симметричным. Без следов сучков и прочего. Как и с обычной доской, гриф поведет, если даже по рисунку видно, что слои древесины смещены или присутствуют признаки сучков.

Гитара

Купил Cort KX5, на Авито. Его фото вы видели в начале статьи. По мнению инета, Cort - это неплохой производитель гитар начального уровня.

Продавец не местный, привез мне инструмент в город, и мы на улице совершили сделку. Т.е. я даже подключить ее никуда не мог для проверки. Посмотрел на гриф и отметил, что рисунок на нем немного смещен. Но я так хотел именно эту гитару, что болт забил на вероятную проблему с грифом.

Линии дерева на грифе

По факту, гриф действительно немного винтом. Это сложно увидеть, пока его не снимешь. Меня это не расстраивает, т.к. учиться играть на ней можно.

В гитаре оказался убитый анкер, шлицы почти стерты. Гайка в нем закручена в край, но анкер все равно не выгнул гриф, как надо.

И пайка гнезда была сделана корявыми руками.

Пайку почистил, гнездо пришлось поменять. Анкер заменил. Повезло, что его удалось открутить и после небольшого допиливания грифа я смог вытащить анкер без расклейки накладки.

В целом - удачная покупка.

Полезно сносить гитару к мастеру, какая бы дешевая она не была. Мне мастер пару вещей рассказал, о которых я в инете не слышал. И там же, у мастера, я заценил, как звучит конкретно моя гитара (а не демо на youtube), подключенная к полустеку из ламповой головы и кабинета Yerasov на 4 динамика. Это просто небо и земля по сравнении с моим комбиком!

Кабель к гитаре

Это отдельный маленький фетиш в среде аудиофилов :) Я видел б/у кабели с названиями всяких музыкальных фирм и ценником в пару тысяч. В магазинах - раза в два дороже. Я не знаю, что в них такого за эти деньги.


Цены на 18 апреля 2022 года. ИМХО, адекватные тут только первые два предложения.

У меня кабель без опозновательных знаков и без каких либо проблем. Шел в комплекте с гитарой.

Моя мысль в том, что не надо сразу покупать топовый кабель. Экономить тоже конечно не нужно. Поищите по теме, какие проблемы с ними могут быть. Мне повезло, проблем нет.

ИМХО: Г-образный и прямой разъемы в паре заметно удобнее в плане подключения, чем два прямых.

Комбоусилитель

Вот теперь давайте про него, попробую коротко.

  • Транзисторный комбик с небольшим динамиком - это не true-шно для настоящего музыканта.
  • Деньги на ветер, нужно сразу брать ламповый.
  • Только лампа и кабинет - все остальное от лукавого.

Не мои слова, пересказ из инета. Мое дилетантское мнение - мне повезло, что все таки его купил. Вот так. И хотя я быстро пересел на другое решение (позже расскажу), но именно с этим комбиком я провел в одиночестве первые месяца полтора, постигая азы игры. Потом нашел товарища, который направил меня на путь относительно дорогой, но определенно более выгодный, иначе бы я и дальше активно комбиком пользовался.

В чем ценность комбика: он недорогой и простой в использовании. Можно с рук купить, несильно переживая, что он не будет работать. Там особо нечему ломаться. Обычно такие железки пыль собирают у тех, кто не смог/не захотел ну или развился. Или разбогател :)

Моя модель: Roland Cube-10GX.

Roland Cube-10GX

Из недостатков могу отметить, что в нем не разведена петля эффектов, в которую можно было бы воткнуть цепочку педалей. Но это такой себе минус, потому что если бы я дорос до подобной необходимости, то комбик уже явно бы меня не устроил. Только кабинет, только ламповый усилитель и т.д. :)

Даже 10-дюймового динамика комбика хватит, чтобы вас выгнали из дома :), что уж говорить о кабинетах на 2-4 динамика, которые еще "пнуть" нужно перед игрой. А с комбиком можно играть в гараже, в лесу, в метро. Куда унес, там и поиграл, если сможешь придумать ему питание. И тем комбик заметно выгоднее, чем держать полустек за кучу денег в неохраняемом помещении или тащить его в поле. Другой очевидный выход: игра в наушниках. Именно поэтому я спокойно играю ночами дома, никому не мешая.

Лирическое отступление: неподключенная электрогитара все же издает звуки струн, достаточно громкие, чтобы вас попросили удалиться из комнаты с вашей балалайкой. Учитывайте этот факт, если планируете игру дома.

Наушники

Комнат у меня дома хватает и я сразу решил, что буду играть с наушниками. Тут я немного ошибся, я думаю. Я решил, что мне нужны именно мониторные наушники, хотя на тот момент я плохо себе представлял, что это значит. И такую вещь с рук я покупать не хотел. Поэтому взял за дорого новые, Audio-Technica ATH-M40x.

ATH-M40x

Термин "мониторная акустика" описывает железки, которые выдают звук в широком диапазоне частот, и АЧХ у них достаточно ровная. Такая акустика требует высокого качества изготовления, как минимум. Собссно, отсюда и космическая цена на мониторные колонки и наушники. И берут их обычно люди с музыкальным слухом для (полу)профессиональной деятельности. Ну или такие балбесы, как я.

Объясняю, в чем у меня лично проблема с наушниками. Качественный диапазон частот звучания гитары ограничен, все остальное - "мусорный" фон и малоприятные звуки. Если использовать кабинет (спец.колонку для гитары), то он срезает негитарные частоты, ниже 70Гц и выше 6кГц. Да даже динамик комбика это делает. А в мониторах ничего не срезается! Конечно, наушники не подключаются напрямую к гитаре, но я сильно сомневаюсь, что в моем комбике на выход наушников какой-либо фильтр распаян. Т.е. наушники рассказывают мне вообще про все косяки звукоизвлечения, без утайки. И это сильно влияет на желание продолжать играть.

Хотя с другой стороны, мониторные наушники так же заставляют учиться играть чище и правильнее, чтобы меня самого не бесила та каша, которую я выбиваю из гитары. Но на это нужно много времени, терпения и упертости. И понимания, наверно. И умения самому находить правильные решения. Да много чего нужно, так-то.

Резюме по наушникам: можно было купить просто хорошие наушники с полноразмерными амбушюрами, я думаю, этого хватило бы на первые годы игры.

Amp plug

Едем дальше, альтернативы комбику. Допустим, мы не готовы платить за ламповый предусилитель + кабинет (даже самый маленький) сумму, в разы превышающую стоимость гитары для новичка. Тогда можно купить железку, которая гуглится по названию "guitar amp plug". Их много всяких на рынке и полно обзоров на youtube. Такая железка втыкается в разъем гитары, она является ее питанием, а так же предусилителем с эффектами и иногда с симуляторами кабинетов. Удобно в походных условиях. Вполне может занять свое место в наборе ваших гитарных плюшек.

К amp plug нужны наушники или колонки, их девайс не заменяет ;)

Я с рук купил Vox Amplug2 Metal за треть магазинской цены. Поигрался и в коробку положил. Прикольная вещь, но весьма специфическая.

Vox Amplug2 Metal

На заметку: есть еще 5 разных версий такого девайса, с разным звучанием. Я хотел купить версию Blues, но ее дешево не отдавали. В Metal мне хватает первого (зеленого) канала, от остальных мозг выпрыгивает с непривычки :)

Звуковая карта

И последняя известная мне альтернатива не только комбику, но и огромной куче гитарного железа - звуковая карта. И нет, обычная карта в компе не пойдет. Такая железка должна поддерживать интерфейс ASIO v2 и иметь в наличии высокоомный вход (он же "инструментальный вход" или Hi-Z). Остальные фичи - по желанию. Обычно карта внешняя, с подключением по USB.

Подобные карты могут стоить от "фигасе" до "ох@#%eть", примерно. Но они того стоят, даже в нижнем ценовом диапазоне, потому что вместе со спецализированным софтом и более-менее мощным компом заменят кучу разных моделей предусилителей и кабинетов, чемодан педалей, эквалайзеры, звукозаписывающие устройства и разные штуки, назначение которых мне неизвестно :)

Короче,

Внешняя звуковуха - это блекджек со шлюхами

К карте тоже нужна акустика, это нужно учесть.

Моя карта: M-Audio AIR 192|6. По цене она мне вышла в 2 раза дороже комбика, но я покупал ее уже после начала экономической войны НАТО с Россией и цены тогда были высоко. Ее адекватная цена сопоставима с моим комбиком.

M-Audio AIR 192|6

Требуемый софт можно найти бесплатный, но за фирмовые решения все равно придется сколько-то заплатить. Хотя и тут есть варианты :)

Чтобы было понятно: допустим, есть какая-то физическая железка, например, бешено популярная педаль Ibanez TS808 и ей подобные. Купить ее - дорого. А вот купить ее цифровую эмуляцию - в разы дешевле (я даже бесплатно нашел). И такая же картина с кабинетами и преампами. Так же можно нарыть исключительно цифровые поделки с открытым исходным кодом, но это уже на любителя.

И еще один огромный плюс решения: можно собрать тот звук, который понравится именно вам, а не потому что железо популярное. С тем же TS808, я его не использую, мне не нравится. Но купи я эту педаль даже б/у, у меня появилась бы бесполезная железка. И их могло бы быть куда больше.

Теперь о заморочках с картой. Большая часть софта - под Win/MacOS, а я вот - линуксоид и не хочу переобуваться. Поэтому у меня ограниченный выбор софта, но я свое все же нашел. А еще, не имея представления о гитарном звуке, очень сложно за приемлемое время нарулить что-то стоящее туевой хучей плагинов и крутилок в них. Можно вечность потратить, так и не начав играть.

Как собрать свой звук. Можно наиграть композицию, а потом подбирать к ней предусилитель, педали и прочие вещи. Это здорово экономит время. Я это не сразу понял, дни потратил, играя одни и те же композиции и последовательно меняя элементы в цепочке сборки звука.

Вообще, игра через звуковую карту и софт к ней - тема отдельного разговора. Даже мне уже есть что рассказать, хотя я 5 минут, как гитарист. Информации много, вынесу в отдельную статью (может быть).

Непроверенные решения

Справедливости ради: есть относительно недорогие ламповые предусилители, всего на одном триоде, типа низкочастотных усилителей серии AMT Bricks. И есть даже комбики типа VHT Special 6 Combo. Но я про них почти ничего не знаю и покупать скорее всего уже не буду после того, сколько я получил, используя звуковуху.

И вот еще, случайно нашел на AliExpress - "гитарный Интерфейс I-Rig". Приблуда за 200р (пруф), в которую втыкается гитара, акустика и смартфон/планшет. Приложение на телефоне видимо в роли DAW с плагинами. Т.е. то, что я предлагал на компе запускать с внешней звуковухой. Но я не знаю, насколько это рабочее решение. И я бы проверил сам сначала, но судя по комментариям, телефон должен быть яблочный, на Android будет тупить. Не мой случай.

I-Rig

Стоит упомянуть и такой вариант: репетиционные базы (точки, студии). Про это я знаю почти ничего. Вроде бы туда можно прийти только с гитарой, остальное оборудование предоставляется в прокат. Но я даже цен не знаю. Выгода в том, что на реп.точках обычно оборудование выше классом, чем может себе позволить новичок для дома. Однако врядли туда новички ходят, которые даже подключиться не смогут в ламповый преамп в правильной последовательности, за что могут быть сразу же изгнаны из студии. Удачи, если что.

Медиаторы (плекторы)

Какие бывают, какие выбирать и т.д. - найдите в инете, это несложно.

Что точно не стоит покупать, так это большие наборы с широким диапазоном толщины. Большую часть таких медиаторов вы не будете использовать, поэтому нет смысла покупать подобный набор на 50+ штук. Я нашел на Wildberries два набора по 4 штуки, охватил практически весь диапазон толщины медиатора и составил мнение, что именно мне нужно.

Я считаю, что толщина сильно влияет на звучание (при прочих равных), а материал - не особо. Но спорить об этом не буду.

Толщина китайских безымянных медиаторов может сильно отходить от заявленной, до ~0.12мм. Те, что я покупал с названиями Dunlop и Alice - точно в размер.

медиаторы
Медиаторов много не бывает :) Особенно учитывая их скорость износа.

На личном опыте, целлулоидные от хрен-знает-каких-фирм стираются очень быстро, в разы быстрее по сравнении с медиаторами серии Tortex (например Dunlop Jazz III). Я пробовал играть китайскими Soach, и такие медиаторы тоже долго стираются. Не знаю, из какого они материала. Хотя это очень субъективная оценка :)

По удобству каплевидные отличаются от Jazz, но я пока и не решил, какие же мне удобнее, играю всеми.

Чтобы медиатор не скользил в пальцах, я затираю его наждачкой 240 грит до плотного матирования. И мне хватает.

На Ali купил для эксперимента металлические каплевидные Alice. Это нечто особенное :) Толщина 0.3мм, субъективно сопоставимы с целлулоидными 1.5-2мм. Т.е. вообще не гнутся. Охренительные лопухи, держать неудобно. Обрезал один по форме Jazz, стало заметно лучше. Поиграл немного, не особо понравилось. Звук более металлический получается, больше разницы с Jazz 0.88мм я не заметил.

Есть у меня два медиатора Jazz 3, купленные в разных местах. И почему-то они разного размера, хотя я думал, у них какой-то стандарт должен быть.

Два jazz 3
Черный с AliExpress, зеленый куплен на Ozon

Возможно, это все же разные медиаторы. Нашел название черного - Dunlop 482 Tortex Pitch Black Jazz III. Для себя запомнил, что он меньше, может будет даже удобнее играть.

Выводы

Электрогитара - это дорого. Даже если все б/у купить. Если все же хочется, тогда: вариант #1 - берем гитару начального уровня + ampPlug. Кабель не нужен. Копим на нормальные наушники/колонки, а пока играем в то, что есть, хоть в "капельки" хоть в офисные колонки. Вариант #2 - гитара, кабель и транзисторный комбик. Но вы должны понимать, насколько такой выбор ограничит ваши возможности для развития (собственно, как и первый варик). И совсем смелое решение - карта вместо комбика, которая в перспективе заметно экономичнее получится. Но карту берем при условии, что хватит навыка и терпения нарулить звук. И там та же история с наушниками. И про медиаторы не забудьте ;)

Если есть яблофон, думаю, стоит проверить вариант с I-Rig. Сумма за него небольшая. Только сначала убедиться, что за приложение не придется заплатить килограмм американских президентов :)

Заметка для самых хитрых, типа меня. Техника игры на электрогитаре сильно отличается от аккустической, хотя это не значит, что аккустическая гитара хуже (или техника проще). Но вот почему это важно отметить: допустим, вы умеете играть что-то на аккустической/классической гитаре и хотите понять, зайдет ли вам электро. Очевидно самый дешевый способ, прийти в музыкальный магазин якобы за покупкой. И там можно попробовать инструмент. Но почти наверняка вы весечете из электрогитары такую какофонию, которая навсегда закроет перед вами двери этого магазина и напрочь отобьет желание погружаться в электронную музыку. Поэтому нужно покупать свой инструмент и разбираться в теме. За 5 минут не получится определить, нравится или нет.

Личное

Вариант организации музыкальной точки :)

Крепление карты

Зачем мне столько разных железок (комбик, amp plug, карта), если я все равно играю-то так себе? А это, как минимум, удобно для анализа и сравнения в своей игре. Когда я начал поиск "своего звука", активно использовал все, что можно на гитаре и комбике. Потом еще и с amp plug сравнивать стал. А с покупкой карты так и вообще на неделю погрузился только в поиск нужного софта и изучения всяких плагинов.

Подобные эксперименты помогают разобраться, где косяк в звучании, например. Или какие настройки лучше подходят для конкретной композиции. Когда у меня был тупик с картой, я переключился на обратно на комбик, чтобы понять, что в нем мне нравится а в софтовых решениях нет. Такие дела.

Кстати, у меня и гитары сейчас две :) Вторую мне просто подарили с кабелем в догонку к комбику. Это китайская копия stratocaster от фирмы Zander. "Fat strat", если быть точным, у нее хамбакер в бридже.

Stratocaster

Для меня это еще одно поле для экспериментов как в звучании, так и в железках. Я на ней играл первый месяц, пока Cort был разобран. И тогда нравилось.

Теоретически, я даже могу пригласить "друга" для игры в две гитары с подключением в карту. У меня все для этого есть, кроме обозначенного друга. Скорее моя младшая дочь вырастет и мы с ней будем играть :)

[1oo%, EoF]

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:

Метки: гитара

Комментарии
Для работы модуля комментариев включите javaScript


Показать/скрыть правила
Имя
[i] [b] [u] [s] [url]
:-) ;-) :D *lol* 8-) :-* :-| :-( *cry* :o :-? *unsure* *oops* :-x *shocked* *zzz* :P *evil*

Осталось 1000 символов.
Код защиты от спама Обновить код
Каждый комментарий проходит ручную модерацию. 100% фильтрация спама.
Продвижение
Время
Метки
Щелкни мышей, чтобы закрыть