Разметка и проведение водительского экзамена категории "А"
версия для печатиЭта статья - откровенный плагиат из открытых источников. Добавил ее в блог, чтобы не искать, когда опять понадобится. В ней изложены требования и правила проведения практического экзамена по вождению для получения права управлять мотоциклом.
Практический экзамен по вождению для кандидатов в водители
транспортных средств категории "А" (мотоциклы)
Практический экзамен по вождению для кандидатов в водители транспортных средств (ТС) категории "А" проводится на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа и состоит из комплекса упражнений на закрытой от движения площадке:
- "Габаритный коридор", "Габаритный полукруг", "Разгон – торможение";
- "Змейка", "Колейная доска", "Движение с малой скоростью";
- "Габаритная восьмерка".
Экзамен может проводиться одним из двух методов:
- Один кандидат в водители последовательно выполняет все предусмотренные комплексом упражнения;
- Несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно из упражнений комплекса и затем приступают к выполнению следующего.
Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право пробной поездки в пределах площадки продолжительностью не более двух минут. Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не учитываются и не влияют на результат экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена. При этом в качестве попытки сдачи практического экзамена пробная поездка не засчитывается.
Перед началом выполнения любого упражнения мотоцикл должен быть установлен в предстартовой зоне, двигатель прогрет и остановлен, рычаг коробки передач – в нейтральном положении.
Мое дополнение: где-то читал, что в случае ошибки кандидату может быть дана вторая попытка, но при том одна на все упражнения.
По команде экзаменатора вы должны:
- занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;
- подготовиться к движению;
- запустить двигатель;
- занять исходную позицию перед линией "СТАРТ";
- включить ближний свет фары;
- по команде экзаменатора выполнить упражнение.
По окончании упражнения необходимо:
- включить нейтральную передачу;
- выключить свет фар;
- заглушить двигатель;
- слезть с мотоцикла.
Далее, в зависимости от выбранного метода проведения экзамена:
- установить мотоцикл в предстартовую зону следующего упражнения и включением фары проинформировать экзаменатора о готовности к выполнению очередного упражнения (я руку с рычага сцепления убирал для сигнала);
- либо установить мотоцикл в предстартовую зону этого же упражнения и передать его следующему кандидату в водители.
Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств (о чем речь?!).
Оценка за каждое упражнение, а также итоговая оценка за практический экзамен выставляется экзаменатором по той же системе, что и для кандидатов в водители ТС категорий "В", "С" и "D".
Комплекс испытательных упражнений.
"Габаритный коридор", "Габаритный полукруг", "Разгон-торможение"
Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по прямой в "габаритном коридоре"; движение по траектории "габаритный полукруг"; переключение передачи с низшей на высшую и обратно; остановку перед линией "СТОП" на расстоянии не более 0,4 м; а также подачу сигналов рукой.
Упражнение начинается в стартовых воротах, где надо плавно начать движение на первой передаче и затем въехать в "габаритный коридор". Скорость движения вы выбираете самостоятельно с учетом того, чтобы мотоцикл был устойчив и в то же время, чтобы двигатель работал с разумными оборотами.
Когда мотоцикл приблизится к контрольной стойке, обозначающей половину длины коридора, вы должны будете подать сигнал левого поворота – вытянуть левую руку горизонтально в сторону (или вытянуть правую руку и согнуть ее в локте под прямым углом вверх). Сразу же после проезда контрольной стойки руку надо вернуть обратно на руль.
Далее вам предстоит проехать по "габаритному полукругу", что практически является обычным разворотом. На выходе из этого разворота вы обязаны немного разогнаться и переключиться на вторую передачу.
Приближаясь к контрольной стойке "Торможение", следует подготовиться к переключению второй передачи на первую и к последующей остановке перед линией "СТОП". Будет лучше, если вы заранее спланируете свои действия:
- около контрольной стойки "Торможение" сбросить газ;
- переключить вторую передачу на первую;
- подать сигнал торможения, для чего левую (или правую) руку поднять вертикально вверх с выпрямленным локтем (удобнее поднимать правую руку, т.к. газ все равно сброшен, а сцепление при этом возможно придется выжимать, чтобы байк не заглох);
- остановиться перед линией "СТОП" так, чтобы расстояние между линией и передним колесом получилось не более 40 см.
Типичные ошибки при выполнении упражнений "Габаритный коридор", "Габаритный полукруг", "Разгон-торможение"
Грубые ошибки – 5 штрафных баллов:
- Отклонился от заданной траектории движения.
- Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки.
- Коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения.
- Не подал рукой сигнал левого поворота (разворота).
- Остановился на расстоянии более 0,4 м перед линией "СТОП" или пересек ее.
Средние ошибки – 3 штрафных балла:
- При трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох.
- Подал рукой сигнал левого поворота (разворота) после проезда середины "габаритного коридора".
- Не переключил передачу с низшей на высшую или с высшей на низшую.
- Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
Мелкие ошибки – 1 штрафной балл:
- Не подал рукой сигнал торможения.
- Произвел резкое торможение (допустил блокировку колеса) перед линией "СТОП".
- Не включил ближний свет фары.
"Змейка", "Колейная доска", "Движение с малой скоростью"
Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по траектории "змейка"; движение по "колейной доске"; движение в "габаритном коридоре" с малой скоростью и остановку перед линией "СТОП".
Начинать движение от линии "СТАРТ" надо с таким расчетом, чтобы при въезде на "змейку" первый разметочный конус оказался от вас слева. Затем, грамотно работая рулем и газом, вы должны объехать оставшиеся 4 конуса и по большому радиусу въехать на "колейную доску". Здесь придется проявить мастерство удержания мотоцикла в движении по прямой линии.
Далее вас ждет "габаритный коридор" (длиной 10 м), по которому вы обязаны проехать с малой скоростью за время не менее 5 сек и при этом не коснуться поверхности площадки ногой. Задание не самое простое, поэтому перед экзаменом стоит потренироваться.
Заканчивается упражнение перед линией "СТОП", где надо будет плавно остановиться. Поскольку в этом упражнении нет конкретного указания по расстоянию, на котором вы должны остановиться перед линией, то расстояние это должно быть просто разумным.
Типичные ошибки при выполнении упражнений "Змейка", "Колейная доска", "Движение с малой скоростью"
Грубые ошибки – 5 штрафных баллов:
- Отклонился от заданной траектории движения.
- Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки.
- Коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения.
- Пересек линию "СТОП".
Средние ошибки – 3 штрафных балла:
- При трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох.
- Не выполнил временной норматив при движении в "габаритном коридоре" с малой скоростью.
- Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
Мелкие ошибки – 1 штрафной балл:
- Не включил ближний свет фары.
"Габаритная восьмерка"
Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по траектории "габаритная восьмерка" и остановку перед линией "СТОП".
Сначала вы должны проехать по правому кругу, затем плавно перейти на левый круг и потом остановиться перед линией "СТОП". Как и в предыдущем упражнении, расстояние, на котором надо остановиться перед линией, не указано (значит, любое разумное).
Если вы научились корректировать траекторию движения мотоцикла не только рулем, но и наклоном туловища, то это упражнение не должно вас испугать.
Есть ньюанс: это упражнение лучше отрабатывать от старта до стопа, а не нарезая круги. Иначе вы привыкните входить в первый круг на скорости, а при старте скорость ниже, могут быть проблемы. И еще: лучше держаться ближе к внешнему кругу, т.к. уйти от него поворотом руля легче и быстрее, чем выровнять мотоцикл при сильном приближении к внутреннему кругу. Причем если руление нарушится, то скорее заднее колесо пересечет внутренний круг, чем переднее - внешний.
Типичные ошибки при выполнении упражнений "Габаритная восьмерка"
Грубые ошибки – 5 штрафных баллов:
- Отклонился от заданной траектории движения.
- Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки.
- Коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения.
- Пересек линию "СТОП".
Средние ошибки – 3 штрафных балла:
- При трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох.
- Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
Мелкие ошибки – 1 штрафной балл:
- Не включил ближний свет фары.
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям: